ВООБЩЕМ ВОТ ВСЁ, ЧТО У МЕНЯ ЕСТЬ! ВРЕМЯ РЕДОКТИРОВАТЬ НЕ БЫЛО ПОЭТОМУ КИДАЮ ТАК!
Культурология как наука
-специфика культ как наука
-цели и задачи културологии
-методы культ
специфика культ как наука
термин культурология появился в начале 19 века автор амер. Лесли Уайт который подразумевал общую теорию культуры. Объект и предмет культурологи - культура. Спецификой культурологии является то, что в отличии от других наук изучающих культуру, культурология рассматривает её как сложное и многогранное явление или систему взаимодействующих элементов. Кроме того культурология не только более тщательно и системно анализирует культуру но и имеет собственный политический аппарат и самостоятельные задачи.
Базисом культурологических знаний являются данные таких наук как
-философия
-история
-этика
-социология и т.д.
Своеобразием культуролог знания является выделение в рамках культур след направлений:
-культуроведение - описание достижений той или иной культуры
-культурософия - учение о смысле и возможных перспективах и развития культуры
-социология культуры - изучение культуры с точки зрения её функционирования в данной общественной системе
-культурогенез - учение о происхождении культурных форм и систем
-семиотика культуры - учение о культуре как совокупности символов и знаков
2. цель-понимание своей т.е. родной культуры, знание её законов функционирования. Знание кодир. Культурно - значимой информации и приобщение к другим культурам. Последнее не означает растворение в ином культурном поле, а осознание содержания специфики и уникальности иной культуры; понимание роли данной культуры во всемирно историческом процессе.
Задачи:
1. Анализ культуры как системы культурных феноменов – вычленение в структуре культуры составляющих элементов(наука, религия, искусство и т.д.) и установление между ними взаимосвязи.
2. Исследование метального содержания культуры – изучение присущей индивидуум или социальной общности совокупности специфического склада мышления, чувств, ценностных ориентаций, представление о мире и себе, верований и предрассудков. Ментальность основана на представлениях которые являются базисными для человека или соц. группы. Ментальность-представление о жизни и смерти, добре и зле, пространстве и времени.
3. Исследование типологии культур и культурных единиц – анализ содержания культурных элементов и тенденций их развития, определение различных типов культур, их специфики механизмов функционирования.
4. Решение проблем социокульнурной динамики – изучение роли культуры в данном обществе (выполняет ли культура свои функции) и тенденций её развития(можно ли говорить о прогрессивном или регрессивном характере культуры).
5. Исследование культурных кодов(символов, знаков) и коммуникаций – изучение устойчивых образов, которые сложились в культуре.
3. понятие метод имеет греческое происхождение и означает путь исследования и познания, способ постр. и обоснования совокупность приемов и операция практического и теоретического освоения действительности.
1. системно – структурный - позволяет понять отдельные сферы культ осмысл сущ культ в целом,что позвол анализировать культуру как сложное культурное сист образование.
2. структурно функциональный анализ – изучение соц.функций культуры механизма её функцинирования в обществе как в целом так и на различных этапах его развития
3. принципы стализма-как сложного полифункционального явления которое возникнув в первоб обществе, с изменением соц. Условий и потребностей изменялось,усложнялось и порождало новые культурные образования.
4. семиотический изуч. Всего многообр знаковых средств которые используются в культуре и являются её семиотическим полем. Т.е. интрепритация знаков и знаковых сист
5. социолог метод изучения закономерностей и механизмов функционирования и развития культуры как отрибута соц сист. На основ этого в соц культуры выделяют з-и уровня анализа:
- анализ связей и отношений культуры субкультур и общества
-исследование деятельности соци-окультурных институтов
-изучение эмпирических проявлений культуры отдельного индивида, соц.гр. и общностей.
Термины:
Символ- знак который изображает объект и несёт в себе добавочный смсл выражает общ идеи и понятии которые связанны с толькован этого объекта(герб,знамя)
Тема 2
План:
1.сод понятия культура
2.соотнош понятий культура, цивилизация и ментальность.
3.структура и функции культуры
1.Ккультура(термин) имеет греческое происхождение и означает (возделывать и обрабатывать) существуют след основные подходы к определению культуры,:
-культура как человеческая деятельность - т.е. совокупность того что преднамеренно возделывается человеком и ориентировано на определённый идеал или ценность. Культурное пространство есть искусственная среда обитания человека, которая создаётся по средствам в не биологически вырабатываемых, способов деятельности на базе межличностного или группового общения.
-культура как творчество это целенаправленное преобразование мира и духовно телесная совершенствование человека. Культура как творческая деятельность человека всегда направлена на достижение конкретных целей и идеалов.
Ядро культуры составляет набор правил игры коллективного существования.
В отличие от биологических св-в нормы культуры наследуются не генетически а усваиваются только методом обучения. Сейчас преобладает следующая трактовка понятия культуры, культура это совокупность достижений познавательной творческой деятельности человека которая существует в знаковой форме и отражает систему ценностей и смыслов характеризующих духовный мир личности и общества и выраженных в способах поведения усвоенных в процессе обучения и воспитания.
Цивилизация –это меж этнические культурно исторические общности людей основания и критерии для выделения которых определяются в зависимости от контекста и целей, применения данного понятия:
Цивилизация рассматривается как тождественная культуре (Тоинби, Данелевский)
Цивилизация Как техническая и технологическая сторона, цивилизация как результат преобразующего воздействия человека на окружающую его среду.(Спенсер, Веббер, Тоффлер).
Цивилизация как определённый уровень развития общества, главным отличием в данной трактовке выступают определения уровня цивилизованности.(отлич. От фиодального, рабовлад) (Маркс).
Цивилизация трактуется как уровень развития материальной культуры и степень деградации духовной культуры- т.е. сравнение цивилизации и культуры используется для демонстрации направления человеческого общества (цивилизация есть свидетельство заката и гибели культуры - Шпенглер).
Сейчас преобладает следующая трактовка цивилизации - соц. Организация общественной жизни которая охватывает длительный период существования и основанная на единой культуре.
Ментальность – (от лат. Mens-ум, образ умо-настроение) – степень или уровень массового сознания (коллективного или индивидуального) которое отражает образ экзистенции - мира - социума (происходит от экзист). В целом менталитет можно определить как присущую индивиду или определённой социальной общности совокупность специфического склада мышления и чувств, ценностных ориентаций и установок, представлений о мире и о себе, мнений и предрассудков.
Менталитет близок по смыслу к мировоззрению общественному сознанию идеологии и т.д. однако менталитет отличается тем, что пронизывает все сферы духовной жизни общества и определяет отношение индивида к обществам. Структура это совокупность устойчивых связей объекта обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменений. Т.к. сейчас понятие структура соотносится с понятием система, то рассмотрение структуры системы осуществляется в 2-х аспектах:
1. Выявление элементов, которые составляют содержание культуры;
2. Рассмотрение уровней взаимодействия этих элементов.
В структуре культуры выделяют:
1. Материальная
• Культура труда и материального производства (средства производства, нормы руда, продукт труда и т.д.) – совокупность или система ценностей и норм, сложившихся в сфере трудовой деятельности.
• Культура топоса (места жительства)
• Культура отношения к тела
2. Духовная культура
• Наука – эта сфера человеческой деятельности функцией, которой является разработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
• Религиозная – в основе лежит мировоззрение и поведение которое определяется верой в бога. Религия представляет собой иррациональную попытку упорядочить представления о бытие и объяснить существующий миропорядок на основании идей божественного сотворения и управления миром.
• Мифология (слово – сказание - придание) – первоначальная форма духовной культуры которая выступает в виде совокупности мифов. Миф неразрывно связан с ритуалом и является древнейшим пластом любой религии.
• Нравственная – содержит идеалы и нормы поведения общества или индивида;. Осуществляет целостно – ориентационные и регулятивные функции. Истетическая культура содержит в себе 2-а взаимосвязанных круга явления:
• - эстетиеского
• -художественой деятельности человека.
• Политическая – совокупность регулятивов и ценностей определяющих участие человека в политической жизни.
• Правовая – комплекс ценностей и регулятивов на основе которой во всех областях жизни строится практика взаимоотношений действия людей и цивилизаций.
• Межнациональных отношений – совокупность правил, норм, ценностей которые сложились в системе отношений между государствоми нациями и народами.
Функции культуры:
• Информационная;
• Адаптивная;
• Коммуникативная;
• Интегративная;
• социализации