Билеты по социологии. Автор – Валерий Стариков.
Билеты составлены на основе учебника Смелзер “Социология”, работ, М. Вебера, О. Конта, П. Сорокина, Э. Дюркгейма.
Список билетов
Билет 1. Социология О. Конта. и Г. Спенсера.
Билет 2. Социальная структура. Основные понятия социологии.
Билет 3. Основные школы и направления в западной академической социологии.
Билет 4. Причины самоубийств по теории Э.Дюркгейма.
Билет 5. М. Вебер о протестантской этике и духе капитализма..
Билет 6. Социология революции Питирима Сорокина.
Билет 7. Социальный статус и социальная роль.
Билет 8. Социальный конфликт и социальный контроль.
Билет 9. Социальное неравенство.
Билет 10. Социальная стратификация.
Билет 11. Социальная мобильность, ее виды и параметры.
Билет 12. Социальные организации, их типы, особенности строения.
Билет 13. Трактовки социального взаимодействия в социологических теориях (теории
социального обмена и символического интеракционизма).
Билет 14. Малая социальная группа: понятие, основные характеристики. Виды малых групп.
Билет 15.. Социализация личности: содержание, механизмы и основные агенты.
Билет 16. Социологические механизмы возникновения отклоняющегося поведения личности.
Билет 17. Формационная теория развития общества.
Билет 18. Азиатская формация.
Билет 19. Цивилизация как социологическое понятие. Цивилизационные теории в социологии.
Билет 20. Эволюционные теории развития общества.
Билет 21. Описание постиндустриального общества
Билет 22. Виды и типы прикладных социологических исследований*.
Билет 23. Социальные движения
Билет 24. Семья
Билет 25. Демографический кризис современного общества.
Билет 1. Социология О. Конта. и Г. Спенсера.
Биографии Огюста Конта и Герберта Спенсера.
Годы жизни Конта: 1798-1857. Он жил во Франции. По типу личности он был теоретиком. Он окончил политехническую школу в Париже и был секретарём Сен-Симона. В 1824 г. между ними вспыхивает ссора по поводу авторских прав на работу Конта «Система позитивной политики», Конт назвал Сен-Симона «шарлатаном». Конт стал основоположником новой науки – социологии, построенной на принципах позитивизма, то есть на принципах опоры на опыт и эксперимент, а не на абстрактные рассуждения при исследовании общества. Конту не везло в личной жизни. Первая жена – Каролин Массэн - была бывшей проституткой и несколько раз уходила от Конта. Брак с ней был главной ошибкой в жизни Конта. Вторая жена – Клементина де Во – умерла от туберкулёза у него на глазах через год после объяснения в любви, после этого Конт её просто боготворил. Конт получает нервное расстройство и попадает в больницу после первого бегства Каролин Массен и переутомления от напряжённой мыслительной работы. Он выходит оттуда через восемь месяцев, не выздоровев, и спустя некоторое время пытается покончить жизнь самоубийством. Чтобы избежать новых обострений болезни, Конт начинает придерживаться сурового режима в мыслительной деятельности. Преподавательская карьера и материальное положение Конта были не вполне удачными. Вначале он зарабатывал на жизнь частными уроками математики, чтением публичных лекций по позитивной философии. Он безуспешно просил предоставить ему кафедру математического анализа и кафедру геометрии в Политехнической школе, но сумел получить только должность репетитора по анализу и механике, а затем должность экзаменатора приёмной комиссии в этой школе. После потери этих должностей он последние годы своей жизни жил на деньги своих учеников и спонсоров. В конце концов, Конт объявляет себя пророком новой религии разума и заявляет о своём убеждении, что ещё до 1860 года он будет проповедовать позитивизм в соборе Парижской богоматери как единственную и совершенную религию. Некоторые ученики были шокированы подобными заявлениями и вышли из его кружка. Он умер в окружении учеников, которые остались ему верны.
Его лучшим учеником стал англичанин Спенсер. Годы жизни Спенсера: 1820-1903. По типу личности он был техником, поэтому имел казённый стиль сочинений, не умел отказываться от устаревших взглядов и не любил гуманитарных наук. Спенсер тоже страдал от нервного переутомления. При жизни Конт был малоизвестен и имел плохую репутацию. Но его идеи сумел опубликовать и прославить Спенсер, у которого для этого было то, чего не было у Конта – влиятельные американские друзья и деньги. Спенсер из-за плохого здоровья получил только домашнее образование, работал инженером на железной дороге, а затем редактором и писателем. Спенсер, как и Конт, фактически был талантливым самоучкой. Спенсер был «кабинетным» учёным и затворником. Он увлёкся теорией эволюции Чарльза Дарвина и хотел её применить к обществу и всей Вселенной. Спенсер стал автором выражения «Выживает сильнейший», американские переселенцы и миллионеры относили это выражение по своему адресу. Известно, что этими идеями были очарованы американские писатели Джек Лондон (рассказ «Жажда жизни») и Теодор Драйзер (трилогия “Финансист”, “Титан”, “Стоик”).
Место социологии среди других наук.
Конт открыл основной закон развития познания, который проявляется в том, что познание проходит через три теоретических состояния:
1) теология,
2) метафизика,
3) позитивная наука.
Проще говоря, сначала человек для объяснения грозных сил природы использует образ бога, затем – абстрактные отвлечённые идеи природы, материи, абсолютной идеи, и наконец, он ограничивается наблюдениями конкретной реальности и установлением законов природы. Позитивист отказывается от поиска метафизических конечных причин и истин в последней инстанции, отказывается давать бесполезные абстрактно-схоластические определения материи и движения, отказывается от поиска причины и предназначения Вселенной. Лозунг третьего этапа: «Ближе к жизни! Нужны прогнозы и результаты!». Философия, как физика и биология, должна выйти на третий этап и стать социологией, хотя некоторые отсталые философы и сегодня остаются на втором этапе и продолжают «вещать» со свалки истории. Призыв Конта привёл к подлинной научной революции в философии.
Конт построил иерархию, лестницу наук, где каждая последующая ступень опирается на предыдущую ступень:
• математика,
• астрономия,
• физика,
• химия,
• биология,
• социология.
Таким образом, социология опирается на биологию. Кстати, такая школа в академической социологии, как социал-дарвинизм, пыталась применить биологическую теорию Дарвина к обществу. Конт презирал историческую науку, как чисто описательную, и историков, как безвестных «подёнщиков науки», погружённых в сомнительную учёность, которых презирает всякий, кто одним махом постиг самый главный закон становления истории. Начало 19 века – это переломный момент, когда заканчивается период теологического военного общества и начинается второй период научного индустриального общества, Во втором периоде учёные заменяют жрецов и теологов, предприниматели заменяют военных. Этот строй будет построен сначала в Европе, а затем во всём мире. Таким образом, Конт предсказал пришествие нового этапа развития общества – капитализма.
Существует три уровня теоретического обобщения в социологии:
Билет 2. Социальная структура. Основные понятия социологии.
Статика и динамика как два состояния социальной структуры.
Эти понятия ввёл Конт.
Статика – это социальная структура или анатомия социального организма на данный исторический момент, как система организаций, которые напоминают органы в организме.
Динамика – это описание последовательности этапов развития структуры социального организма, то есть появление всё новых и новых организаций и групп.
Каждая из организаций имеет свою функцию в обществе. По моему мнению, существует одиннадцать основных групп и организаций в обществе, которые были изобретены по очереди в процессе истории:
• Семья. Она имеет функцию производства здорового потомства. Семья была изобретена в период зарождения первобытного общества. Семья, род и племя построены на моральном контроле. Между племенами часто вспыхивали войны.
• Производственная организация. Её функция – это производство жизненных благ – пищи, одежды, жилья и так далее. Исторически первыми формами производства были скотоводство и земледелие, затем возникли ремесло и машинное производство. В производственной организации применялись самые эффективные на тот момент формы контроля, например, при первобытном обществе – моральный контроль, при рабовладении – вооружённый контроль, при феодализме – административный контроль, при капитализме – экономический контроль.
• Армия. Она была изобретена в период заката первобытного общества (в период военной демократии). Она имеет функцию вести войну, то есть защищать границы национальной территории от агрессора и завоевывать чужую территорию. Армия первоначально была построена на моральном контроле, затем - на вооружённом контроле, а затем на административном контроле.
• Правоохранительные органы – суд, полиция, тюрьма. Они были изобретены в период рабовладения. Их функция – поддержание общественного порядка, то есть осуществление вооружённого контроля правительства над гражданами, осуществление системы уголовного права. Позднее правоохранительные органы кроме телесных наказаний стали применять административные и экономические санкции. Правоохранительные органы построены на административном контроле руководителя над своими сотрудниками. Тюрьма построена на вооружённом контроле, когда охрана имеет право применять телесные наказания против заключённых. Полиция находится в состоянии войны с преступными организациями. Преступные организации – это запасной центр власти, который усиливается в случае временного ослабления полиции и законной власти правительства. Преступные организации находятся в состоянии войны друг с другом и часто против полиции.
• Бюрократия. Она имеет функцию собирать налоги и иногда – руководить общественными работами, то есть строить каналы, дамбы и так далее. Хозяйственная функция бюрократии является крайне неэффективной формой использования рабочей силы по сравнению с системой частного предпринимательства, построенной на экономическом контроле. Бюрократия построена на административном контроле. Для осуществления сбора налогов в Древнем Египте были изобретены письменность и кадастр (книга налогоплательщиков). Бюрократия возникла при рабовладении.
• Правительство. Оно имеет функцию административно контролировать деятельность армии, бюрократии и правоохранительных органов. Иногда правительство контролирует систему образования и церковь. Теократия,наоборот, означает форму правления, при которой церковь контролирует правительство. Правительство построено на административном контроле своих сотрудников. Сегодня в условиях представительной демократии верховная власть состоит из трёх ветвей – законодательной, исполнительной и судебной, которые независимы друг от друга.
• Церковь и секты. Эти религиозные организации имеют функцию утешать страх верующих перед смертью и убеждать их в необходимости существования системы социального контроля, в необходимости покорности контролёрам. Церковь, как религиозная организация, была впервые построена в буддизме, христианстве и исламе. Церковь, как религиозная организация построена на административном контроле своих сотрудников – священников. Иногда церковь применяла телесные наказания против своих противников – еретиков. Иногда церковь организовывала религиозные войны и крестовые походы против конкурентов. Церковь возникла в период заката рабовладения.
• Система образования. Она имеет функцию обучения (социализации) подрастающего поколения. Государственная система образования построена на административном контроле своих сотрудников. Система образования возникла при рабовладении.
• Система здравоохранения. Она имеет функцию лечения людей. Первые врачи появились при рабовладении. Медицинские организации построены на административном контроле.
• Искусство, средства массовой информации и культуры. Они имеет функцию удовлетворять эстетическую потребность и информировать людей, выполнять социализацию. Средства массовой информации и культуры находятся в состоянии конкуренции друг с другом. Корреспонденты вступают в полемику друг с другом в ходе борьбы за сферу влияния на читателей и зрителей. Отдельное средство массовой информации и культуры, например, отдельная газета или телевизионный канал, построено на экономическом и административном контроле руководителя над своими сотрудниками. Средства массовой информации и культуры были изобретены при капитализме.
• Наука. Она имеет функцию познания истины, производства изобретений и прогнозов. Наука была изобретена при рабовладении. Учёные конкурируют друг с другом в ходе научных дискуссий.
Основные сферы жизни общества.
Существует четыре главных сферы жизни общества:
• экономическая,
• политическая,
• социальная,
• культурная.
Экономическая сфера включает производственные и торговые группы и организации. Эта сфера включает четыре главных вида деятельности:
• производство,
распределение,
• обмен,
• потребление.
Политическая сфера включает президента и его аппарат, правительство, парламент, систему местного самоуправления, армию, правоохранительные органы и бюрократию.
Социальная сфера включает семью, систему здравоохранения, социальные слои и классы в их взаимодействии друг с другом.
Культурная сфера включает церковь и секты, научные организации, систему образования, средства массовой информации и культуры, культурно-просветительские организации.
Главные понятия социологии.
Социальная структура – это система социальных групп и организаций, ролей и статусов. По мнению органической школы в академической социологии, общество похоже на организм человека, поэтому общество имеет потребности. Каждая социальная организация или группа напоминает какой-нибудь орган общества и удовлетворяет какую-нибудь потребность, выполняет какую-нибудь функцию.
Общество – это прогрессивно развивающаяся система групп и организаций, которая построена на отношениях конфликта и контроля между людьми.
Малая группа – это небольшое количество людей – от 2 до 15 человек, между которыми установлены отношения морального лидерства.
Общество построено на неравенстве статусов людей, так как не может быть равенства между контролёром и объектом контроля. Группы людей в социальной иерархии (в пирамиде), расположенные друг над другом образуют страты (слои). Общество напоминает «слоёный пирог».
Стратификация – это расслоение.
Социальная мобильность – это перемещение людей по социальной «лестнице».
Вертикальная мобильность – это перемещение людей вверх или вниз по социальной «лестнице» в течение жизни в зависимости от их способностей, например, рабочий стал сначала инженером, затем руководителем предприятия, затем министром, а в пенсионном возрасте стал сторожем.
Горизонтальная мобильность – это перемещение по одной ступени социальной лестницы без изменения статуса, например, учащийся перешёл из восьмого класса одной школы в восьмой класс другой школы. • Академическая социология или макросоциология, к которой, например, относятся функционализм, школа конфликта, символический интеракционизм, социал-дарвинизм и так далее.
• Теории среднего уровня, например, теории о причинах самоубийств, преступности, теория малых групп и так далее.
• Прикладные исследования или микросоциология, например, опросы общественного мнения.
Билет 3. Основные школы и направления в западной академической социологии.
Дискуссия о сущности общества между различными школами и направлениями в академической социологии.
Философия в 20 в. оказалась в состоянии кризиса и не дала миру подлинно оригинальных теорий и крупных теоретиков. В противоположность этому развитие академической социологии привело к возникновению целого букета оригинальных теорий. Когда студентам приходится впервые прослушать курс истории западной академической социологии в университете, они бывают просто поражены громадной разницей в оригинальности между академической социологией и философией в 20 в. Представители различных школ и направлений в академической социологии ведут между собой дискуссию о сущности общества. Ни одна из этих школ и направлений не смогла победить в этой дискуссии, т.к. каждая из них по-своему права и нужна теория их синтеза. Существует 11 школ и направлений в академической социологии: Наиболее влиятельными являются три из них: символический интеракционизм, функционализм и школа конфликта. Позитивизм – это ведущее направление в социологии 19 в. - начала 20 в. Родоначальниками этого направления были Сен-Симон и Конт, последователями – Спенсер и Дюркгейм. Главное устремление позитивизма – отказ от умозрительных рассуждений об обществе, позитивная социология должна быть доказательной как естествознание. Характерными чертами позитивизма служили натурализм, органицизм и эволюционизм. Натурализм означает точку зрения о том, что социальные явления подчиняются законам, свойственным природе - законам физики, механики, биологии, географии.
Механицизм.
Главная мысль механицизма: общество похоже на агрегат элементов, каждый из которых можно изучать независимо друг от друга. Людей можно изучать независимо друг от друга как молекулы газа.
Авторы, которые работали в рамках этого направления: Г. Ч. Кери, Л. А. Кетле.
Кетле даже пытался объяснить общественную жизнь законами физики и установил статистическую взаимосвязь между видами преступлений, полом, происхождением, возрастом, местом проживания преступника. Из этого Кетле сделал вывод, что определённое число и определённые виды преступлений сопровождают общество с необходимостью закона природы. Чтобы описать общество, нужно обнаружить характеристики «среднего человека».
Географическое направление в социологии.
Главная мысль: географические факторы влияют на общество, например, климат влияет на темперамент жителей, размер территории влияет на форму правления и размер населения, нужно составить периодизацию русской истории по периодам колонизации территории. Малые по территории страны предпочитают вводить республику, средние страны – монархию, а большие страны – тиранию, по принципу «чем больше страна, тем более жёсткий режим».
Авторы: Ш. Л. Монтескье, Г. Т. Бокль, В.О. Ключевский, Ф. Ратцель, Л. Мечников.
Ошибка состоит, в частности, в том, что все страны обязаны вводить все социальные изобретения независимо от географических факторов. Например, все страны должны ввести самую лучшую на сегодняшний день форму правления – представительную демократию, хотя большие по территории страны предпочитают вводить президентскую республику с более жёстким режимом, а малые страны предпочитают парламентскую республику с менее жёстким режимом.
Органицизм.
Главная мысль: общество и организм подобны друг другу.
Авторы: Т.Гоббс, Г.Спенсер, П.Ф. Лилиенфельд-Тоаль, А.Э.Ф. Шеффле, Р. Вормс. Т. Гоббс (годы жизни: 1588-1679 гг.) в работе «Левиафан» высказал идею о том, что государство – это искусственный человек. В котором верховная власть – это душа, должностные лица исполнительной и законодательной власти – это суставы, награда и наказание – нервы, благосостояние и богатство граждан – это сила, безопасность народа – это занятие Левиафана, советники короля – это память, справедливость и законы – это разум и воля, гражданский мир – это здоровье, смута – болезнь, гражданская война – смерть. Спенсер указывал, что рост характерен и для общества, и для организма. Лилиенфельд указывал, что торговля напоминает кровообращение. Шеффле указывал, что экономическая жизнь напоминает обмен веществ. Вормс сравнивал мастерскую с маленькой железой, фабрику – с печенью, товар – с выделением железы, железные дороги – с сосудами, правительство – с мозгом.
Вывод: само сравнение общества и организма является верным, но одни метафоры мало помогают в научном исследовании.
Социал-дарвинизм.
Главная мысль: механизм социальной эволюции ни чем не отличается от механизма биологической эволюции, поэтому в обществе выживает сильнейший. Таким образом, факторами эволюции и в обществе, и в биосфере являются наследственность, изменчивость, естественный отбор и борьба за существование.
Авторы: Т.Мальтус, Г.Спенсер, Ж. А. Гобино, Х. С. Чемберлен, Л. Вольтман, Ж. Лапуж, Ф. Гальтон, Л. Гумплович.
Вывод: Результаты нацистских экспериментов по воплощению в жизнь теории социал-дарвинизма ужаснули весь мир.
Психологическое направление.
Главная мысль: законы общества можно свести к законам психологии. Жизнь общества – это игра врождённых инстинктов, особенно сексуальных и агрессивных инстинктов. Жизнь общества можно свести к подражанию, к психологии толпы или к национальной психологии. Прогресс общества можно объяснить осознанным стремлением к прогрессу.
Авторы: У. Мак-Дугал, З.Фрейд, Г. Тард, Г. Лебон, М. Лацарус, Х. Штейнталь, Л.Ф. Уорд. Ф. Г. Гиддингс.
Ошибка: психологические причины никак не объясняли механизм социальной эволюции, т.к. инстинкты, психология толпы, механизм подражания, «народная душа» были такими же и сегодня, и десять тысяч лет назад, однако общество за это время сильно изменилось, эти психологические факторы не могут быть причиной прогрессивного развития общества. Э. Дюркгейм доказал, что психологические причины не могут быть причиной даже самоубийств. Бихевиоризм и теория обмена.
Главная мысль бихевиоризма: поведение человека можно свести к ответам на стимулы окружающей среды по принципу условного рефлекса. Любой поступок человека можно объяснить материальным вознаграждением или стремлением избежать телесных наказаний.
Основатели бихевиоризма: Джон Уотсон, Беррес Фредерик Скиннер
Главная мысль теории обмена: в процессе социального взаимодействия люди обмениваются товарами, услугами, информацией, благодарностями и т.д. Прежде чем вступить в социальное взаимодействие, люди взвешивают будущие вознаграждения и затраты. Если ожидаемые затраты больше вознаграждения, то люди отказываются вступать во взаимодействие. Обмен происходит по принципу «Ты – мне, я – тебе». В процессе общения человек вынужден затрачивать усилия, чтобы найти общую тему для разговора, чтобы сделать наше общение устойчивым. Поведение человека обусловлено тем, как вознаграждались его поступки в прошлом, например, человек сегодня пошёл на рыбалку потому, что вчера его рыбалка была удачной.
Автор теории обмена: Дж. К. Хоманс.
Ошибка состоит в том, что сознание человека устроено сложнее, чем сознание крысы, над которыми Скиннер проводил опыты. Человек, в отличие от крысы, имеет не только условные рефлексы, но и абстрактное мышление, устную речь и способность к орудийной деятельности.
Символический интеракционизм.
Главная мысль: с помощью языка жестов можно обмениваться информацией и осуществлять психологический контроль. С помощью разыгрывания сценок можно унизить или показать своё высокое мнение о человеке. На работе и в политике человек вынужден создавать свой имидж. «Позорное клеймо» мешает общению. Смущение является признаком ошибки в игре и выражением просьбы повторить попытку.
Авторы: Дж. Г. Мид, Г. Блумер, И. Гофман, Г. Гарфинкель.
По нашему мнению, обмен информацией и контроль с помощью жестов есть древний, примитивный способ обмена информацией и психологического контроля, который унаследован человеком от животных предков. В дополнение к этому человек изобрёл другие, более современные способы обмена информацией с помощью слов и способы социального контроля с помощью угрозы санкций и внедрения стереотипов.
Аксиология.
Главная мысль: человек смотрит на мир через призму своих оценок (эта вещь хороша, а эта – плоха) и действует в соответствии с этими оценками. Он стремится достичь хорошего и избежать плохого. Системы ценностей в разные эпохи отличаются друг от друга. Система ценностей навяывается человеку его окружением в процессе социализации, в процессе усвоения норм.
Функционализм.
Главная мысль: каждая организация, каждый обычай, идея или верования имеют свою функцию в обществе.
Авторы: Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Б. Малиновский, А.Р. Радклифф-Браун, Р.К. Мертон, П. Штомпка, Т. Парсонс.
Малиновский и Радклифф-Браун были антропологами и доказывали это положение на примере обычаев, обнаруженных ими в примитивных обществах Меланезии и Адаманских островов. Социальные явления, которые не имеют своей функции, например конфликты, являются дисфункцией и должны исчезнуть. По мнению Дюркгейма, отказ человека от исполнения своих семейных и религиозных функций приводит к одиночеству и, в конце концов, к самоубийству. Таким образом, общество мстит человеку за отказ от исполнения функций. Функция преступления состоит в том, что наказание за это преступление позволяет людям подтвердить правила, запрещающее преступление. Разделения труда между людьми в обществе не было в первобытном обществе, где люди были похожи друг на друга. В современном обществе над людьми витает общественное мнение и диктует людям поступки.
Ошибки структурного функционализма: недооценка роли конфликтов в обществе, использование чрезмерно абстрактных понятий, отсутствие классификации ступеней развития общества.
Школа конфликта.
Главная мысль: социальные конфликты неизбежны, но их нужно улаживать. Козер считал, что конфликты дают дорогу крупным инновациям, предотвращают «окостенение» общества, являются причиной развития общества. Функции конфликтов, по мнению Козера, состоят в том, что,
• они способствуют разрядке напряжённости и являются «отводными каналами»,
• через конфликты лучше узнают друг друга. Дарендорф считал, что конфликт – это результат сопротивления отношениям господства и подчинения, что конфликты – это генератор изменений, что подавление конфликта ведёт к его обострению, а улаживание – к контролируемой эволюции.
Подчинённый на работе человек может успокоить своё тщеславие тем, что станет лидером и контролёром во внерабочее время - в спортивной команде, в церковной общине, в партийной организации и т.п. На причины конфликтов влиять невозможно, но можно снизить интенсивность протекания конфликтов. Государство, суд, пресса – эти институты улаживают конфликты. Гайгер считает, что в 20 в. методы, орудия и техника классовой борьбы были официально признаны и законодательно оформлены обществом, благодаря этому они поставлены под контроль. Классовая борьба сегодня протекает по определённым правилам и, поэтому, утратила своё остриё. Капитал и труд заключают взаимные компромиссы, ведут переговоры о разрешении споров и таким способом определяют условия труда – уровень заработной платы и продолжительность рабочего дня. Западу больше не угрожает социалистическая революция, поэтому Маркс ошибся в своих прогнозах. Существуют три метода разрешения конфликта – метод избегания, завоевание или покорение.
Авторы школы конфликта: Л. Козер, Г. Зиммель, Р. Дарендорф, Т. Гейгер.
По нашему мнению, конфликт может быть улажен только тогда, когда проигравший признает тот факт, что он стал объектом контроля со стороны победителя или уступил свою сферу влияния победителю. До момента этого признания цель уладить конфликт является невыполнимой задачей. Можно уладить только лишь вопрос о цене за готовность починяться.
Технологический детерминизм.
Главная мысль: техника развивается независимо от воли человека по закону бесконечного совершенствования технических параметров.
Вывод: этот прогноз о передаче власти технократам в результате революции менеджеров оказался утопией.
Интегративная теория.
Многие социологи пытались создать теорию синтеза этих школ и направлений в социологии, чтобы объединить в одной теории всё лучшее, что накоплено в других школах. Парсонс пытался это сделать на основе объединения аксиологии и структурно-функционального анализа. Хоманс пытался это сделать на основе теории обмена. Наш вариант интегративной теории представлен в теории взаимосвязи принципов социального конфликта и контроля. .